Критерии оценивания

Критерии оценивания  образовательной деятельности ученика

Как утверждал К. Прутков: "Нельзя объять  необъятное". 












И чтобы быть понятным  ученикам и формировать у них навыки самооценки и анализа своей учебной деятельности, учитель должен, как отмечал  Я. Каменский, взвешено использовать своё право на оценку.
К каждой теме прилагают развёрнутые Государственные требования к знаниям по предмету. Учитель знакомит  учащихся с целью изучения темы  и совместно с учениками  работает  в едином правовом поле.

Исходя из государственных требований, учитель составляет задания различной формы чтобы проверить  учебные достижения учащихся в усвоении теоретических знаний,  овладения основными понятиями, умения решать задачи и экспериментальные навыки учащихся.   Учитель составляет разноуровневые  задания: начальный уровень(распознавание), средний – уровень (понимания),  достаточный-уровень (умений и навыков), высокий- уровень( перенесение знаний) с  соответствующими оценками: 1-3; 4-6; 7-9; 10-12 баллов. 
Между заданиями разных уровней сохраняется  логическая связь и все задания в целом формируют целостную картину по теме. Возможны различные варианты выполнения дифференцированых заданий :-каждый  учащийся выбирает определённый уровень;
- каждый учащийся выполняет задания, переходя с уровня на уровень по мере его усложнения.
Рассмотрим дифференцированные задания на примере объекта химии-углекислого газа.



На начальном уровне ученик узнаёт объекты, описывает и имеет фрагментальные представления о них, которые частично воспроизводит  с помощью учителя. На среднем уровне ученик обладает отдельными фактами об  объекте  и явлении, воссоздаёт с помощью учителя части учебной информации  и  даёт определение основных  понятий. На достаточном уровне ученик самостоятельно воспроизводит значительную часть информации, сравнивает, классифицирует объекты и проявляет понимание основополагающих законов и теорий, делает отдельные выводы. На высоком уровне ученик использует свои знания в стандартных ситуациях, не стандартных ситуациях и для решения проблемных ситуаций.
Таким образом, в условиях Государственного стандарта  учитель  использует социальные критерии оценивания:
- оценивает результаты ученика с точки зрения единого стандарта;
- сравнивает действия и учебные результаты одного ученика с аналогичными результатами другого  или всего класса.
Однако, использование педагогом только лишь социальных критериев имеет свои слабые стороны:
-    не  учитывается природный талант,  старательность ,усилия, внутреннее состояние ученика;
-отсутствует  выявления динамики развития ученика,  так как  его настоящие результаты не  сравнивают с прошлыми его результатами;
-акцент не делается на процесс  и результаты учебной деятельности, а на  оценку личности ученика, что не позволяет оценить учащихся в условиях интерактивного обучения;
-инструментарий социальных критериев содержит внутренние противоречия и не согласованность с основной учительской  аудиторией (в частности оценивание  задач ).
Если учесть, что мотивацией в учебе является сфера интереса или таланта ребенка, то    мы пытаемся сформировать компетентности без учета мотивации и особенностей   детей,
нарушая один из основных принципов личностно-ориентированного подхода, принцип природсоcобразности.
Сочетание индивидуальных и социальных критериев оценивания позволит превратить ученика из объекта в субъект  обучения, когда ученик не только усваивает учебный материал, но и контролирует свою познавательную деятельность.
Выше  изложенные  проблемы решает  «Комбинированную  систему Н.П.Гузика». В этой   системе  на этапах учения и мониторинга знаний учащихся используются индивидуальные программы А(системные знания),В(знания классов информации),С(знания терминов и понятий). Каждая из трёх программ включает 4 вида заданий и упражнений:
1.Задания, которые обеспечивают усвоение информации памятью.
2.Задания на понимание и  осмысление  информации.
3.Задания на интеграцию знаний с той областью, в которой ученик преуспел или которая ему интересна.
4.Задания, которые в процессе их выполнения позволяют ученику усвоить способы и методы творческого их  применения.  Задания каждой программы оцениваются следующим образом:
 «С»  1-4 балла
 «В»  5-8 баллов
 «А»  9-12 баллов
Таким образом,  мы наблюдаем развитие ученика не только при переходе от программы к программе, но и внутри программы. Очень важным является повторяемость практических действий учащихся, но на другом уровне. При выполнении творческих заданий 4,8,12 ученики получают дополнительный бал за интелектуальный продукт и умение интегрировать свои знания в сферу активной деятельности.
Персонифицированные программы позволяют создать условия для реализации компетентносного  подхода в тех областях  деятельности, в которых реализуется и развивается природный талант личности.
Возвращаясь к вопросу  конечной цели образовательной деятельности ученика, следует отметить,что ею  должны стать не академические знания и умения,а превращение их в надежный инструмент ,средство и исходный материал для создания интеллектуального продукта,соответственно природному таланту ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Статистика блога