Урок "Загрязнение атмосферы"

Тема урока: Загрязнение атмосферы.
Цель урока:  изучить    основные  загрязнители атмосферы, последствия  загрязнения и методы защиты атмосферы  от загрязняющих веществ;
·активизировать  и развивать  мыслительные  действия учащихся (анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение и т. д.), креативность (творческое начало), научить проектной, исследовательской деятельности;
  воспитывать чувство  уверенности, ответственности за состояние атмосферы
формировать навыки групповой работы , умение оценивать знания одноклассников.
Оборудование и материалы: плакаты  «Озоновая  дыра»
«Парниковый эффект » , «Лишайники», «Для защиты атмосферы   я  могу …..»,карта города, карта Украины , заготовки для
запрещающих экологическиех  знаков , плакаты для рисования,
лист контроля команды , лист индивидуального контроля.
Понятия и термины: углекислый газ , фреоны , озон , сернистый газ , оксиды азота (II) ,(IV),смог ,озоновая дыра,
парниковый эффект, ядерная зима, кислотные оксиды ,
угарный газ .
Тип урока :изучение нового материала.
Средства решения проблемной ситуации (проблемы)
· Работа с информацией (текстовой).
                Структура   урока
I. Фаза индукции(формирование проблемы.)(Актуализация опорных знаний)
II.Работа с материалом.(Изучение материала.)
III.Социализация.(Обобщение и систематизация  знаний ).
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока .
V. Домашнее задание .

                Ход    урока

I.Организационный этап. Фаза индукции(формирование проблемы.)(Актуализация опорных знаний)
Сценка трёх богатырей
Илья Муромец, Добрыня Никитович, Алёша Попович.
И. М. :Ох, поле! Не живое , не мёртвое ты стоишь , как после
битвы
 А .П. :Здесь что –то написано :  Налево пойдёшь –на поле с нитратами попадёшь. Направо  пойдёшь –на гору минудобрений ,брошенных неизвестно кем , попадёшь. Прямо пойдёшь –коня потеряешь , всё ядохимикатами залито. Вот  мы заехали.
Д.Н. Вокруг ни души , стрекоза не стрекочет и птицы не чирикают.
И .М.: Зачирикаешь здесь ,  если кушать не чего , не одного жучка на всю округу, поле мёртвое , птицы не летают .

Д.Н.: Смотрите ,облако над полем расстилается. Не к добру
это ! Неужели силы тёмные снова на нашу  землю напасть
хотят? Защитим же , братья ,землю –мать от врагов .
Ржавая каска Здравствуйте богатыри . Вы уверенны, что это  вражьи тучи надвигаются ? Посмотрите вокруг ни дерева , ни пенька, ни речки –одни свалки.      Вот я и думаю, что не вражьи это тучи. А изменения происходят в атмосфере. Я вот смотри совсем  ржавой стала.                      
Богатыри: а мы тебе говорим вражьи это тучи.
Учитель :Здравствуйте богатыри и ржавая каска.  Вы оказались в мастерской экологов , где решаются важные экологические вопросы.
Богатыри: Так и решите наш вопрос : что это за тучи хотят погубить нашу землю ?
Р.К.: А я говорю, что это не тучи?
Учитель: А как думаете вы, мастера- экологи? Можем ли мы разрешить их спор? На какой вопрос мы им должны ответить?
Ученики: Какие загрязнения происходят в атмосфере?
Мозговой штурм. Учитель записывает на доске.
(обнаруживают недостаточность знаний)
Уч-ся формулируют проблему:
Какие последствия загрязнения атмосферы?
ІІ.Этап. «Работа с  материалом»
2А.6 групп изучают рефераты готовят выступление на экологическую конференцию.
 I .Парниковый эффект.
II.  Озоновая дыра .
III. Кислотный дождь.
IV . Ядерная зима.
V.  Смог, табачный дым.
VI.Шумовое загрязнение атмосферы.
«Социализация»
3А. Слёт экологов.Учитель:
1. Вспомните ,что мы называем атмосферой ?
2.Сколько человек может прожить без еды ?
3.Сколько человек может прожить  без  воды ?
4.Сколько человек может прожить без  воздуха ?
Без воздуха человек не может  прожить и двух минут. Как  же
Человек благодарит  атмосферу мы  послушаем наших  экологов. На слёте присутствует  шесть компаний . Каждая
занималась изучением определённого вопроса.
Группы выступают с кратким  сообщением. Наработанный материал.

                       Шумовое загрязнение атмосферы

Шум – это периодическое изменение давления воздуха .  Под
шумом  понимаем нежелательные звуки  ,  которые  мешают 
работать , воспринимать  звук , отдыхать . Шум – одна из форм загрязнения атмосферы .  Источником шума являются все виды транспорта , механизмы , промышленные объекты , громкоговорители ,  лифты , телевизоры , магнитофоны , музыкальные инструменты , скопления людей . Интенсивность шума измеряется в децибелах –дБ .
Шелест листьев – 15 -20  дБ                                       
Будильник          -  30        дБ
Телевизор           -  80 -95  дБ
Грузовик             -  90 -95  дБ
Вертолёт             -  110      дБ 
Шум снижает работоспособность , вызывает глухоту и сердечно –сосудистые заболевания . Звук интенсивностью
140 дБ – невыносимый .
Интенсивность звука на рок – концерте  100-120 дБ .У 10%                                                                   слушателей возникает болезнь уха . Рок – музыканты через 10-15 лет глохнут  , становятся нервными , болеют сердечно – сосудистыми заболеваниями .                                                                                                     

                                                 Смог

В 1952 г. безветренная и очень холодная погода в Лондоне привела к скоплению над городом так называемого  чёрного смога  - туч вредных газов , к которым привела усиленная работа сотен котельных  , в которых сгорали уголь , мазут и соляра  . Это привело к резкому увеличению количества ядовитой окиси азота в приземном шаре . Это привело к гибели в Лондоне около 4- ёх тысяч человек .
  Нередко появляется так называемый белый смог в результате большой  загазованности территории автотранспортом . Это явление серьёзно вредит здоровью жителей таких больших городов .  В скором времени такое явление может возникнуть и в таких городах , как Киев , Харьков , Днепропетровск , Одесса .
Исследования учёных показали ,что смог образуется в результате сложных фотохимических реакций  в загрязнённом углеводородами воздухе . В сухом загазованном тёплом воздухе образуется  синеватый  прозрачный туман ,  который неприятно пахнет , раздражает глаза , горло , сопутствует удушью , бронхиальной астме , эмфиземе лёгких . Листья на деревьях вянет , становится пятнистым , желтеет. Намного ускоряется коррозия металла , разрушение мрамора , красок , резины ,быстро портится обувь , одежда , нарушается движение транспорта.
                                    Ядерная   зима.                                                          
Сегодня  человек научился   использовать  ядерную энергию.             
 Взрывы   на атомных  электростанциях , а также  использование ядерного
 оружия грози Земле   ядерной катастрофой:
-тепловое  нагревание  атмосферы на 10 , что  приведёт  к
ураганам;                                                                                      
-загрязнение  атмосферы  радиоактивными  веществами;
-выделение горючих  газов в результате пожаров, разрушения
газопроводов ,скважин ,что приведёт к повышению  температу-ры
  атмосферы  Земли  на  4-5 C ;
-оксиды    азота  разрушат  40-50 %  озонового  слоя  и увели-
чат  ультрафиолетовое  облучение  Земли ;
-загрязнение  атмосферы  пылью , сажей  . Пыль и сажа затянут
небо над Землёй .Прозрачность  атмосферы уменьшится в  200

раз .  Наступит  ядерная  ночь.
Нижний  шар атмосферы  охладится  на  15- 300 C  в течении
первого месяца  .  А  в  некоторых  районах и   на  40-500 C .
,,Наступит  ядерная   зима . Верхние  шары нагреты , нижние
охлаждены ,  отсутствует  вертикальное  перемещение воздуха.
А  затем  всё осядет .    Атмосфера  нагреется  на 20-30 0C.
Потопы.  Человечество  погибнет .

                           

                               Табачный  дым.

Ещё один вид загрязнения  воздуха – табачный  дым.
В табачном дыме  дыму  кроме слабого  наркотика –никотина,
содержится ещё около 200 вредных веществ  , таких как :
угарный газ , бензин- вещества, которые вызывают рак лёгких
и много других болезней . Табачный дым стал ещё более
отравляющим чем в XIX веке ,так как сейчас листья табака
стали активно поглощать вредные вещества из атмосферы .
Курящий человек вдыхает воздух ,который загрязнён в 38000 т.
раз больше   нормы. Вдыхать  табачный  дым вреднее , чем
вдыхать выхлопные газы автомобиля. Ежегодно от курения
погибают 1,5 мл. человек .
и т.д.
Обсуждение выступлений:
Учитель: очень важную информацию мы прослушали и        команды могут задать вопрос одной из команд и услышать компетентный ответ.( Команды по парно  задают вопросы и отвечают.  За правильный ответ команда получает 10б и учитель записывает в лист  достижения  команды).
Вопросы, заданные на уроке:                                                                                           
-В каких государствах больше всего ядерного оружия?
  Отношение Украины к ядерному оружию?
-Существуют ли другие причины разрушения озонового слоя?
-Почему кислотные дожди разрушают памятники    архитектуры?
- Какие бывают разновидности смога?
-Существует ли опасность рок-музыки?
-Какие ещё газы вызывают парниковый эффект?
2Б.   ПИСЬМА
Учитель: Зная, что в нашей школе собрались специалисты-
                 Экологи , любознательные жители нашего города
                  прислали письма. Кто знает ответ получит дополни-
                  тельный балл в  лист индивидуального контроля.
Вопросы:1.Зная ,что растения очищают воздух, перенесла
                   тропическое растение из зимнего сада  в спальню.
                   Утром проснулась с головной болью. Почему?
                2.В средние века существовала казнь «под колокол».
                    Кто был  палачом ?
                3.Хочу купить квартиру вблизи аэропорта. Что Вы
                    посоветуете?
                4.Установлено,что не менее 90% курильщиков
                    «со стажем» воспитывались в семьях, где хотя
                  бы один из родителей курил. Чем объясняет этот
                          факт?
2В.
Учитель: Много было желающих ответить .Не всем удалось
                        высказаться. Сейчас каждый сможет проверить
                  свои знания. На отдельном листе отвечаем на
                  вопросы теста. Подсчитываем количество
                  правильных ответов, ставим оценку в лист
                  индивидуального контроля.

Тест

1.Потребности растений в углероде   обеспечиваются в результате поступления углеродсодержащих веществ:
а)из атмосферы;
б) из мин. удобрений;
в) из почвы;
г)из гидросферы.
2.Лесам северной Европы угрожает:
  а)похолодание климата;
 б)иссушение почв;
 в)выпадение кислотных дождей;
г) увеличение экспорта древесины.
3.Наиболее чувствительны к действию шума горожане:
   а)младенческого возраста;
   б)подростки;
    в)среднего возраста;
     г)старше 50 лет.
4.Проблема разрушения озонового слоя атмосферы впервые
   возникла:
   а)в начале XX века;
   б)в 1940-1960годы;
   в) 1970-1980годы;
   в середине 90-х.
5.На парниковый эффект впервые обратили внимание:
    а)М.В.Ломоносов;
     б)С.Арениус;  
      в)Д.И.Менделеев;
     г) М.И.Будыко.
6.Дождь называют кислотным, если рн составляет:
   а)5,5;
    б) 7;
   в)7-7,5;
   г)более 7,5
7.Классический смог – это сочетание:
   а)молекул углекислого газа и капель тумана;
   б) молекул сернистого газа и капель тумана;
    в)молекул углекислого газа и пылевых частиц;
   г)пылевых частиц и тумана.

8.Озоновый слой- слой озона в верхних слоях атмосферы,
   который :
  а)уменьшает тепловое излучение Земли в космическое
     пространство;
   б)препятствует попаданию на поверхность планеты
      метеоритных частиц;
   в)защищает Землю от губительного  ультрафиолетового
излучения Солнца;
   г)связывает ионизирующее излучение космоса.
9.Повышение температуры атмосферы из-за увеличения
   в ней содержания углекислого газа и некоторых других
  газов получило название:
  а) сопротивление воздушной среды;
  б)парниковый эффект;
  в) антропогенный стресс;
 г)экологическая проблема.

10.Озоновый слой разрушается  вследствие выбросов в
     атмосферу:
    а)серной кислоты;
    б)паров ртути;
   в)хлорфторуглеродов;
   г)углекислого газа.
2Г.
Учитель: Можно ли сказать, что планета Земля в опасности?
                        Если на дороге человеку грозит опасность, в этом
                   случае ГАИ ставит  знак. Группы получают знаки
                 и должны расшифровать запрещающий знак.
                За правильный ответ команда получает 10б.
Учащиеся работают в группах.
3Г.
Группы озвучивают классу вариант расшифровка. Класс утверждает ответы или предлагает свой вариант.
Релаксация: уч-ся закрывают глаза и вспоминают весь урок.
2Д.
  Учитель: слушая о  загрязнении  атмосферы, многие  мысленно рисовали
                    картины ядерной зимы, парникового эффекта и т. д. А сейчас
                     каждая группа свои мысли перенесёт на ватман  с учётом  
                     причин и последствий загрязнения.
I группа-ядерная зима
II -озоновая дыра
III -парниковый эффект
IV –шумовое загрязнение
V -кислотный дождь

VI -смог, табачный дым.

3Д.  Представители команд на доске развешивают свои плакаты. Богатыри
       распознают последствия загрязнения и благодарят экологов за
       объяснение.
Сценка.
Ржавая каска
Р.К.: Ни дерева , ни пенька, ни речки –одни свалки.                               
Волк: Я давно не видел таких людей на нашей свалке.
            Так давно.
 Р.Ж.  Не чудится ли мне что это волки в нашем лесу    побилели, посинели,     полысели.
Волк: Как же тебя люди называют?
Р.К.: С точки зрения банальной эрудиции, не считая
         Абстрактного, сакрального и иррационального
         мышления , меня, как локального индивидуума,
         металлизируя критерии данных, называют Ржавой
        Каской.

 Волк: Ничего себе! !! Ах, жизнь моя жестянка. Да ну её

           в болото. У меня есть предложение. Ты не голодна?
Р.К.: Нет, я только -что    поела.
Волк: Слушай, а может всё-таки хочешь есть?
Р.Ж.:Та нет, не хочу.
Волк: Та ты прислушайся,может всё-таки хочешь есть?
            Ну съешь меня, пожалуйста. Не могу я больше так
            жить. Облысел весь от этой экологии, съесть нечего,
            одни кислотные дожди капают.      
Р.К.: Ты что забыл , чем цивилизация питается? Мы сейчас
         Едим только синтетические продукты.
         Например: гидрохлоридгемпертакол, этиловый эфир
           Уксусной кислоты….
Волк: Всё , хватит, хватит.  Я понял. Так ты меня совсем есть не
           Хочешь? Совсем?  Совсем?
Р.К.:  Ты что, не понял я отравиться не хочу.
Волк: Воет.
Р.К.: Были времена . Трава росла, птички  пели, зайчики скакали, мы дышали.
       А сейчас…. Неужели всё это нельзя спасти?
(Во время сценки группа уч-ся собирает листы и прощитывает баллы.)
І V. Рефлексия.
Учитель: Чтобы планета не превратилась в свалку.  чтобы не  было таких
                   ржавых касок, облезлых волков, чёрных безжизненных  коряг что
                  человечество должно сегодня сделать?
                  О важных методов защиты атмосферы мы узаем на следующем
                   уроке.  А что лично можете сделать Вы? (Учитель  зачиты-
                  вает  лозунг ). 
                 Для защиты атмосферы я могу…Ученики поочерёдно продолжают
                 Развешивая зелённые листья на корягу.
Подведение итогов. Учитель называет оценки уч-ся и отмечает отдельных учеников.
V. Д/З
   1.Заполнить анкету «Воздух вашей местности». (Анкета прилагается).

 2.Нанести на карту города основные  объекты, загрязняющие атмосферу.

1 комментарий:

Архив блога

Статистика блога