среда, 25 марта 2015 г.

Развитие творческих способностей

Гордиенко Л.А. 
  Использование метода прямых и косвенных ассоциаций на уроках   химии.

   В теории автора синектики, Уильяма Гордона,  главный источник новых идей – это поиск аналогий.   Для начала необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором – косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии. Пример: объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результат – карандаш-закладка.
Метод прямых и косвенных аналогий на уроках химии  позволяет   мне развивать творческие способности учащихся, но и стимулировать их к поиску новых знаний  в различных областях науки и техники.
Пример:
Тема урока: Спирты. Свойства и использование   этанола. (11 класс;9 класс - программа не предусматривает изучение непредельных спиртов и фенолов, но ученики  решая проблему,  составляют косвенные ассоциации и приходят к классификации спиртов).
   На момент решения задачи ученик знает:
1)свойства этилена, реакцию полимеризации;
2) этанол и его свойства, реакцию окисления этанола;
3)бензол;
5)ученик имеет таблицу  с формулами и названиями веществ (кетон- ацетон и др.)
Задача -расширить ассортимент использования спиртов.
 Объект – предельные одноатомные  спирты.   Задание : создать рекламу  спиртам.
Этапы работы:
1)учащиеся составляют таблицу косвенных ассоциаций  к предельным   одноатомным первичным спиртам;
2) сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии;
3) каждая группа  рекламирует новые  возможности спиртов;
4)создают схему: «Система -спирт», вписывая все подсистемы, предложенные на уроке.
5)Д/З Завершить работу над схемой.

Прямая ассоциация
Косвенная    ассоциация
Результат
1
Предельный одноатомный  первичный спирт
Непредельные одноатомные
Получение полимеров
на основе спиртов.
2.
Предельный одноатомный  первичный спирт


Предельный многоатомный  спирт

Получение водорода,
Получение ди- и три замещенных углеводородов
3.
Предельный одноатомный  первичный спирт


Циклические одноатомные спирты
галогенозамещенные

циклических углеводородов
4.
Предельный одноатомный  первичный спирт

Ароматические одноатомный  первичный спирт

Галогенозамещенные

ароматических
5.
Предельный одноатомный 
первичный спирт

Предельный одноатомный  вторичный  спирт

Получение ацетона.

«Складні   аналогії»
Хімія  7клас    Основні хімічні поняття.(1 частина) «Попелюшка»(Вчитель навчає учнів)
1.Вкажіть відповідність між складними аналогіями.(асоціаціями)
1.       Атом-     Молекула                                                                             
а) День- Ніч
2.       Протон -  Ядро            
б)Житель---Будинок
3.       Катіон   -     Аніон
в)Квартира-Будинок
4.       Атом    -         Йон
г)Корова--Стадо
5.       Атом--- Хімічний елемент
д)Поверх - Будинок
6.       Атом -----Речовина
є)Під'їзд- Будинок
7.       Речовина----Суміш
ж)Захід сонця - Ніч
8.       Хімічний  елемент—Періодична  система
зітаміни--Здоров'я
9.       Порядковий номер--- Періодична  система
й)Фрукти-- Сад
10.   Група – Періодична  система
к) Сонце--Загар
11.   Період—Періодична система
л)Попелюшка - Зерно
12.   Порядковий номер- Ядро

13.   Порядковий номер- Електрон

14.   Порядковий номер—Протон

15.   Йон- Речовина

16.   Молекула- Речовина

17.   Речовина  -   Тіло

18.   Речовина -  Матеріал

19.   Плавлення - Сплав

20.   Фільтрування - Сіль

21.   Дистиляція - Нафта

22.   Відстоювання---Масло

23.   Магніт--Залізо

Відповіді: 1-Й;   2-Г;   3-А;  4-З;   5-Г;   6-Й;   7-Й;   8-Б;  9-В;   10-Є; 11-Д;  12-Ж; 13-Ж; 14-Ж;
                     15-Й;  16-Г;  17-Й; 18- К; 19-23-Л.
2. Творче завдання учням: складіть свої асоціації до 1-го стовпчика асоціацій.(2 стовпчик-?)
1.       Атом  -Молекула                                                                             

2.       Протон -  Ядро            

3.       Катіон   -     Аніон

4.       Атом    -         Йон

5.       Атом--- Хімічний елемент

6.       Атом -----Речовина

7.       Речовина----Суміш

8.       Хімічний  елемент—Періодична  система

9.       Порядковий номер--- Періодична  система

10.   Група – Періодична  система

11.   Період—Періодична система

12.   Порядковий номер- Ядро

13.   Порядковий номер- Електрон

14.   Порядковий номер—Протон

15.   Йон- Речовина

16.   Молекула- Речовина

17.   Речовина  -   Тіло

18.   Речовина -  Матеріал

19.   Плавлення - Сплав

20.   Фильтрование--Соль

21.   Дистиляція - Нафта

22.   Відстоювання---Масло

23.   Магніт--Залізо


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Статистика блога