Критерии оценивания образовательной деятельности ученика
Как утверждал К. Прутков:
"Нельзя объять необъятное".
И чтобы быть понятным ученикам и формировать у них навыки самооценки и анализа своей учебной деятельности, учитель должен, как отмечал Я. Каменский, взвешено использовать своё право на оценку.
И чтобы быть понятным ученикам и формировать у них навыки самооценки и анализа своей учебной деятельности, учитель должен, как отмечал Я. Каменский, взвешено использовать своё право на оценку.
К каждой теме прилагают развёрнутые
Государственные требования к знаниям по предмету. Учитель знакомит учащихся с целью изучения темы и совместно с учениками работает в едином правовом поле.
Исходя из государственных требований,
учитель составляет задания различной формы чтобы проверить учебные достижения учащихся в усвоении
теоретических знаний, овладения
основными понятиями, умения решать задачи и экспериментальные навыки
учащихся. Учитель составляет
разноуровневые задания: начальный
уровень(распознавание), средний – уровень (понимания), достаточный-уровень (умений и навыков),
высокий- уровень( перенесение знаний) с
соответствующими оценками: 1-3; 4-6; 7-9; 10-12 баллов.
Между заданиями разных уровней
сохраняется логическая связь и все
задания в целом формируют целостную картину по теме. Возможны различные
варианты выполнения дифференцированых заданий :-каждый учащийся выбирает определённый уровень;
- каждый учащийся выполняет задания,
переходя с уровня на уровень по мере его усложнения.
Рассмотрим
дифференцированные задания на примере объекта химии-углекислого газа.
На начальном уровне ученик узнаёт
объекты, описывает и имеет фрагментальные представления о них, которые частично
воспроизводит с помощью учителя. На
среднем уровне ученик обладает отдельными фактами об объекте
и явлении, воссоздаёт с помощью учителя части учебной информации и даёт
определение основных понятий. На
достаточном уровне ученик самостоятельно воспроизводит значительную часть
информации, сравнивает, классифицирует объекты и проявляет понимание
основополагающих законов и теорий, делает отдельные выводы. На высоком уровне
ученик использует свои знания в стандартных ситуациях, не стандартных ситуациях
и для решения проблемных ситуаций.
Таким образом, в условиях
Государственного стандарта учитель использует социальные критерии оценивания:
- оценивает результаты ученика с
точки зрения единого стандарта;
- сравнивает действия и учебные
результаты одного ученика с аналогичными результатами другого или всего класса.
Однако, использование педагогом
только лишь социальных критериев имеет свои слабые стороны:
-
не учитывается природный талант, старательность ,усилия, внутреннее состояние
ученика;
-отсутствует выявления динамики развития ученика, так как
его настоящие результаты не
сравнивают с прошлыми его результатами;
-акцент не делается на процесс и результаты учебной деятельности, а на оценку личности ученика, что не позволяет
оценить учащихся в условиях интерактивного обучения;
-инструментарий социальных критериев
содержит внутренние противоречия и не согласованность с основной
учительской аудиторией (в частности
оценивание задач ).
Если учесть, что мотивацией в учебе
является сфера интереса или таланта ребенка, то мы пытаемся сформировать компетентности без
учета мотивации и особенностей детей,
нарушая один из основных принципов личностно-ориентированного
подхода, принцип природсоcобразности.
Сочетание индивидуальных и
социальных критериев оценивания позволит превратить ученика из объекта в
субъект обучения, когда ученик не только
усваивает учебный материал, но и контролирует свою познавательную деятельность.
Выше
изложенные проблемы решает «Комбинированную систему Н.П.Гузика». В
этой системе на этапах учения и мониторинга знаний
учащихся используются индивидуальные программы А(системные знания),В(знания
классов информации),С(знания терминов и понятий). Каждая из трёх программ
включает 4 вида заданий и упражнений:
1.Задания, которые обеспечивают
усвоение информации памятью.
2.Задания на понимание и осмысление
информации.
3.Задания на интеграцию знаний с той
областью, в которой ученик преуспел или которая ему интересна.
4.Задания, которые в процессе их
выполнения позволяют ученику усвоить способы и методы творческого их применения.
Задания каждой программы оцениваются следующим образом:
«С» 1-4
балла
«В» 5-8
баллов
«А»
9-12 баллов
Таким образом, мы наблюдаем развитие ученика не только при
переходе от программы к программе, но и внутри программы. Очень важным является
повторяемость практических действий учащихся, но на другом уровне. При выполнении творческих заданий 4,8,12 ученики получают дополнительный бал за интелектуальный продукт и умение интегрировать свои знания в сферу активной деятельности.
Персонифицированные программы позволяют создать условия для реализации компетентносного подхода в тех областях деятельности, в которых реализуется и развивается природный талант личности.
Возвращаясь к вопросу конечной цели образовательной деятельности ученика, следует отметить,что ею должны стать не академические знания и умения,а превращение их в надежный инструмент ,средство и исходный материал для создания интеллектуального продукта,соответственно природному таланту ребенка.
Возвращаясь к вопросу конечной цели образовательной деятельности ученика, следует отметить,что ею должны стать не академические знания и умения,а превращение их в надежный инструмент ,средство и исходный материал для создания интеллектуального продукта,соответственно природному таланту ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий