Тема урока: Загрязнение
атмосферы.
Цель урока: изучить
основные загрязнители атмосферы,
последствия загрязнения и методы защиты
атмосферы от загрязняющих веществ;
·активизировать
и развивать мыслительные действия учащихся (анализ, синтез, аналогии,
сравнение, обобщение и т. д.), креативность (творческое начало), научить
проектной, исследовательской деятельности;
воспитывать чувство уверенности, ответственности за состояние атмосферы
воспитывать чувство уверенности, ответственности за состояние атмосферы
формировать навыки групповой
работы , умение оценивать знания одноклассников.
Оборудование и материалы: плакаты «Озоновая дыра»
«Парниковый эффект » ,
«Лишайники», «Для защиты атмосферы
я могу …..»,карта города, карта
Украины , заготовки для
запрещающих
экологическиех знаков , плакаты для
рисования,
лист контроля команды , лист
индивидуального контроля.
Понятия и термины: углекислый газ , фреоны , озон , сернистый газ , оксиды азота (II) ,(IV),смог
,озоновая дыра,
парниковый эффект, ядерная
зима, кислотные оксиды ,
угарный газ .
Тип урока :изучение нового материала.
Средства решения
проблемной ситуации (проблемы)
· Работа с информацией (текстовой).
Структура урока
II.Работа с материалом.(Изучение
материала.)
III.Социализация.(Обобщение и
систематизация знаний ).
IV. Рефлексия. Подведение итогов
урока .
V. Домашнее задание .
Ход
урока
I.Организационный
этап. Фаза индукции(формирование
проблемы.)(Актуализация опорных знаний)
Сценка трёх богатырей
Илья Муромец, Добрыня
Никитович, Алёша Попович.
И. М. :Ох, поле! Не живое ,
не мёртвое ты стоишь , как после
битвы
А .П. :Здесь что –то написано : Налево пойдёшь –на поле с нитратами попадёшь.
Направо пойдёшь –на гору минудобрений
,брошенных неизвестно кем , попадёшь. Прямо пойдёшь –коня потеряешь , всё
ядохимикатами залито. Вот мы заехали.
Д.Н. Вокруг ни души ,
стрекоза не стрекочет и птицы не чирикают.
И .М.: Зачирикаешь здесь
, если кушать не чего , не одного жучка
на всю округу, поле мёртвое , птицы не летают .
Д.Н.: Смотрите ,облако над
полем расстилается. Не к добру
это ! Неужели силы тёмные
снова на нашу землю напасть
хотят? Защитим же , братья
,землю –мать от врагов .
Ржавая каска Здравствуйте
богатыри . Вы уверенны, что это вражьи
тучи надвигаются ? Посмотрите вокруг ни дерева , ни пенька, ни речки
–одни свалки. Вот я и
думаю, что не вражьи это тучи. А изменения происходят в атмосфере. Я вот смотри
совсем ржавой стала.
Богатыри: а мы тебе говорим
вражьи это тучи.
Учитель :Здравствуйте
богатыри и ржавая каска. Вы оказались в
мастерской экологов , где решаются важные экологические вопросы.
Богатыри: Так и решите наш
вопрос : что это за тучи хотят погубить нашу землю ?
Р.К.: А я говорю, что это не
тучи?
Учитель: А как думаете вы,
мастера- экологи? Можем ли мы разрешить их спор? На какой вопрос мы им должны
ответить?
Ученики: Какие загрязнения происходят в атмосфере?
Мозговой штурм.
Учитель записывает на доске.
(обнаруживают недостаточность
знаний)
Уч-ся формулируют проблему:
Какие последствия загрязнения атмосферы?
ІІ.Этап. «Работа
с материалом»
2А.6 групп изучают рефераты готовят
выступление на экологическую конференцию.
I .Парниковый
эффект.
II. Озоновая дыра .
III. Кислотный дождь.
IV . Ядерная зима.
V.
Смог, табачный дым.
VI.Шумовое загрязнение атмосферы.
«Социализация»
3А. Слёт экологов.Учитель:
1. Вспомните ,что мы называем атмосферой ?
2.Сколько человек может прожить без еды ?
3.Сколько человек может прожить без
воды ?
4.Сколько человек может прожить без воздуха ?
Без воздуха человек не
может прожить и двух минут. Как же
Человек благодарит атмосферу мы
послушаем наших экологов. На
слёте присутствует шесть компаний . Каждая
занималась изучением
определённого вопроса.
Группы выступают с
кратким сообщением. Наработанный
материал.
Шумовое загрязнение
атмосферы
Шум – это периодическое
изменение давления воздуха . Под
шумом понимаем нежелательные звуки ,
которые мешают
работать , воспринимать звук , отдыхать . Шум – одна из форм
загрязнения атмосферы . Источником шума
являются все виды транспорта , механизмы , промышленные объекты ,
громкоговорители , лифты , телевизоры ,
магнитофоны , музыкальные инструменты , скопления людей . Интенсивность шума
измеряется в децибелах –дБ .
Шелест листьев – 15 -20 дБ
Будильник -
30 дБ
Телевизор -
80 -95 дБ
Грузовик -
90 -95 дБ
Вертолёт -
110 дБ
Шум снижает работоспособность
, вызывает глухоту и сердечно –сосудистые заболевания . Звук интенсивностью
140 дБ – невыносимый .
Интенсивность звука на рок –
концерте 100-120 дБ .У 10%
слушателей возникает болезнь уха . Рок – музыканты через 10-15 лет глохнут , становятся нервными , болеют сердечно –
сосудистыми заболеваниями .
Смог
В 1952 г. безветренная и
очень холодная погода в Лондоне привела к скоплению над городом так
называемого чёрного смога - туч вредных газов , к которым привела
усиленная работа сотен котельных , в
которых сгорали уголь , мазут и соляра .
Это привело к резкому увеличению количества ядовитой окиси азота в приземном
шаре . Это привело к гибели в Лондоне около 4- ёх тысяч человек .
Нередко появляется так называемый белый смог в результате большой загазованности территории автотранспортом .
Это явление серьёзно вредит здоровью жителей таких больших городов . В скором времени такое явление
может возникнуть и в таких городах , как Киев , Харьков , Днепропетровск ,
Одесса .
Исследования учёных показали ,что смог образуется в
результате сложных фотохимических реакций
в загрязнённом углеводородами воздухе . В сухом загазованном тёплом
воздухе образуется синеватый прозрачный туман , который неприятно пахнет , раздражает глаза ,
горло , сопутствует удушью , бронхиальной астме , эмфиземе лёгких . Листья на
деревьях вянет , становится пятнистым , желтеет. Намного ускоряется коррозия
металла , разрушение мрамора , красок , резины ,быстро портится обувь , одежда
, нарушается движение транспорта.
Ядерная зима.
Сегодня
человек научился
использовать ядерную
энергию.
Взрывы
на атомных электростанциях , а
также использование ядерного
оружия грози Земле ядерной катастрофой:
-тепловое
нагревание атмосферы на 10
, что приведёт к
ураганам;
-загрязнение
атмосферы радиоактивными веществами;
-выделение горючих
газов в результате пожаров, разрушения
газопроводов ,скважин ,что приведёт к повышению температу-ры
атмосферы Земли
на 4-5 0 C ;
-оксиды
азота разрушат 40-50 %
озонового слоя и увели-
чат
ультрафиолетовое облучение Земли ;
-загрязнение
атмосферы пылью , сажей . Пыль и сажа затянут
небо над Землёй .Прозрачность атмосферы уменьшится в 200
раз .
Наступит ядерная ночь.
Нижний шар
атмосферы охладится на 15-
300 C
в течении
первого месяца
. А в
некоторых районах и на
40-500 C .
,,Наступит
ядерная зима . Верхние шары нагреты , нижние
охлаждены ,
отсутствует вертикальное перемещение воздуха.
А затем всё осядет . Атмосфера
нагреется на 20-30 0C.
Потопы.
Человечество погибнет .
Табачный дым.
Ещё один вид загрязнения воздуха – табачный дым.
В табачном дыме
дыму кроме слабого наркотика –никотина,
содержится ещё около 200 вредных веществ , таких как :
угарный газ , бензин- вещества, которые вызывают рак
лёгких
и много других болезней . Табачный дым стал ещё более
отравляющим чем в XIX веке ,так как сейчас листья табака
стали активно поглощать вредные вещества из атмосферы
.
Курящий человек вдыхает воздух ,который загрязнён в
38000 т.
раз больше
нормы. Вдыхать табачный дым вреднее , чем
вдыхать выхлопные газы автомобиля. Ежегодно от курения
погибают 1,5 мл. человек .
и т.д.
Обсуждение выступлений:
Учитель: очень важную информацию мы прослушали и команды могут задать вопрос одной из
команд и услышать компетентный ответ.( Команды по парно задают вопросы и отвечают. За правильный ответ команда получает 10б и учитель
записывает в лист достижения команды).
Вопросы, заданные на уроке:
-В каких государствах больше
всего ядерного оружия?
Отношение Украины к ядерному оружию?
-Существуют ли другие причины
разрушения озонового слоя?
-Почему кислотные дожди
разрушают памятники архитектуры?
- Какие бывают разновидности
смога?
-Существует ли опасность
рок-музыки?
-Какие ещё газы вызывают
парниковый эффект?
2Б. ПИСЬМА
Учитель: Зная, что в нашей школе собрались специалисты-
Экологи , любознательные
жители нашего города
прислали письма. Кто знает
ответ получит дополни-
тельный балл в лист индивидуального контроля.
Вопросы:1.Зная ,что растения
очищают воздух, перенесла
тропическое растение из
зимнего сада в спальню.
Утром проснулась с головной
болью. Почему?
2.В средние века существовала
казнь «под колокол».
Кто был палачом ?
3.Хочу купить квартиру вблизи
аэропорта. Что Вы
посоветуете?
4.Установлено,что не менее 90%
курильщиков
«со стажем» воспитывались в
семьях, где хотя
бы один из родителей курил.
Чем объясняет этот
факт?
2В.
Учитель: Много было желающих ответить .Не всем удалось
высказаться. Сейчас
каждый сможет проверить
свои знания. На отдельном
листе отвечаем на
вопросы теста. Подсчитываем
количество
правильных ответов, ставим
оценку в лист
индивидуального контроля.
Тест
1.Потребности растений в
углероде обеспечиваются в результате
поступления углеродсодержащих веществ:
а)из атмосферы;
б) из мин. удобрений;
в) из почвы;
г)из гидросферы.
2.Лесам северной Европы
угрожает:
а)похолодание климата;
б)иссушение почв;
в)выпадение кислотных дождей;
г) увеличение экспорта
древесины.
3.Наиболее чувствительны к действию
шума горожане:
а)младенческого возраста;
б)подростки;
в)среднего
возраста;
г)старше 50 лет.
4.Проблема разрушения
озонового слоя атмосферы впервые
возникла:
а)в начале XX века;
б)в 1940-1960годы;
в)
1970-1980годы;
в середине 90-х.
5.На парниковый эффект
впервые обратили внимание:
а)М.В.Ломоносов;
б)С.Арениус;
в)Д.И.Менделеев;
г)
М.И.Будыко.
6.Дождь называют кислотным,
если рн составляет:
а)5,5;
б) 7;
в)7-7,5;
г)более 7,5
7.Классический смог – это
сочетание:
а)молекул
углекислого газа и капель тумана;
б) молекул сернистого газа и капель тумана;
в)молекул углекислого газа и пылевых
частиц;
г)пылевых частиц и тумана.
8.Озоновый слой- слой озона в
верхних слоях атмосферы,
который :
а)уменьшает тепловое излучение Земли в
космическое
пространство;
б)препятствует попаданию на поверхность
планеты
метеоритных частиц;
в)защищает
Землю от губительного ультрафиолетового
излучения
Солнца;
г)связывает ионизирующее излучение космоса.
9.Повышение температуры
атмосферы из-за увеличения
в ней содержания углекислого газа и
некоторых других
газов получило название:
а) сопротивление воздушной среды;
б)парниковый эффект;
в) антропогенный стресс;
г)экологическая проблема.
10.Озоновый слой
разрушается вследствие выбросов в
атмосферу:
а)серной кислоты;
б)паров ртути;
в)хлорфторуглеродов;
г)углекислого газа.
2Г.
Учитель: Можно ли сказать, что планета Земля в опасности?
Если на дороге человеку
грозит опасность, в этом
случае ГАИ ставит знак. Группы получают знаки
и должны расшифровать
запрещающий знак.
За правильный ответ команда
получает 10б.
Учащиеся
работают в группах.
3Г.
Группы
озвучивают классу вариант расшифровка. Класс утверждает ответы или предлагает
свой вариант.
Релаксация: уч-ся закрывают глаза и
вспоминают весь урок.
2Д.
Учитель: слушая о загрязнении
атмосферы, многие мысленно
рисовали
картины ядерной зимы, парникового
эффекта и т. д. А сейчас
каждая
группа свои мысли перенесёт на ватман с
учётом
причин и последствий
загрязнения.
I группа-ядерная зима
II -озоновая дыра
III -парниковый эффект
IV –шумовое загрязнение
V -кислотный дождь
VI -смог, табачный дым.
3Д. Представители команд на доске развешивают свои
плакаты. Богатыри
распознают последствия загрязнения и
благодарят экологов за
объяснение.
Сценка.
Ржавая каска
Р.К.: Ни
дерева , ни пенька, ни речки –одни свалки.
Волк: Я давно не видел таких людей на нашей свалке.
Так давно.
Р.Ж. Не чудится ли мне что это волки в нашем
лесу побилели, посинели, полысели.
Волк: Как же тебя люди называют?
Р.К.: С точки зрения банальной эрудиции, не считая
Абстрактного, сакрального и иррационального
мышления , меня, как локального индивидуума,
металлизируя критерии данных, называют Ржавой
Каской.
Волк: Ничего себе! !! Ах, жизнь моя
жестянка. Да ну её
в
болото. У меня есть предложение. Ты не голодна?
Р.К.: Нет, я только -что поела.
Волк: Слушай, а может всё-таки хочешь есть?
Р.Ж.:Та нет, не хочу.
Волк: Та ты прислушайся,может всё-таки хочешь есть?
Ну съешь меня, пожалуйста. Не могу я больше
так
жить. Облысел весь от этой экологии, съесть нечего,
одни кислотные дожди капают.
Р.К.:
Ты что забыл , чем цивилизация питается? Мы сейчас
Едим только синтетические продукты.
Например: гидрохлоридгемпертакол,
этиловый эфир
Уксусной кислоты….
Волк:
Всё , хватит, хватит. Я понял. Так ты
меня совсем есть не
Хочешь? Совсем? Совсем?
Р.К.: Ты что, не понял я отравиться не хочу.
Волк:
Воет.
Р.К.:
Были времена . Трава росла, птички пели,
зайчики скакали, мы дышали.
А сейчас…. Неужели всё это нельзя
спасти?
(Во время сценки группа уч-ся
собирает листы и прощитывает баллы.)
І V. Рефлексия.
Учитель: Чтобы планета не превратилась в свалку. чтобы не
было таких
ржавых касок, облезлых
волков, чёрных безжизненных коряг что
человечество должно сегодня
сделать?
О важных методов защиты
атмосферы мы узаем на следующем
уроке. А что лично можете сделать Вы? (Учитель зачиты-
вает лозунг ).
Для защиты атмосферы я могу…Ученики
поочерёдно продолжают
Развешивая зелённые листья на
корягу.
Подведение итогов. Учитель
называет оценки уч-ся и отмечает отдельных учеников.
V. Д/З
1.Заполнить анкету «Воздух вашей местности».
(Анкета прилагается).
2.Нанести на
карту города основные объекты, загрязняющие
атмосферу.
Очень интересно и познавательно!
ОтветитьУдалить