Гордиенко
Л.А. 
  Использование метода прямых и
косвенных ассоциаций на уроках   химии.
В теории автора синектики, Уильяма Гордона, главный источник новых идей – это поиск аналогий. Для начала необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором – косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии. Пример: объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результат – карандаш-закладка.
Метод
прямых и косвенных аналогий на уроках химии 
позволяет   мне развивать
творческие способности учащихся, но и стимулировать их к поиску новых
знаний  в различных областях науки и
техники.
Пример:
Тема урока:
Спирты. Свойства и использование  
этанола. (11 класс;9 класс - программа не предусматривает изучение
непредельных спиртов и фенолов, но ученики 
решая проблему,  составляют
косвенные ассоциации и приходят к классификации спиртов).
   На момент решения задачи ученик знает:
1)свойства
этилена, реакцию полимеризации; 
2)
этанол и его свойства, реакцию окисления этанола;
3)бензол;
5)ученик
имеет таблицу  с формулами и названиями
веществ (кетон- ацетон и др.)
Задача
-расширить ассортимент использования спиртов.
 Объект – предельные одноатомные  спирты.   Задание
: создать рекламу  спиртам.
Этапы работы:
1)учащиеся
составляют таблицу косвенных ассоциаций 
к предельным   одноатомным первичным спиртам; 
2)
сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии;
3)
каждая группа  рекламирует новые  возможности спиртов;
4)создают
схему: «Система -спирт», вписывая все подсистемы, предложенные на уроке.
5)Д/З
Завершить работу над схемой.
№ 
 | 
  
Прямая ассоциация 
 | 
  
Косвенная    ассоциация 
 | 
  
Результат 
 | 
 
1 
 | 
  
Предельный
  одноатомный  первичный спирт 
 | 
  
Непредельные
  одноатомные 
 | 
  
Получение
  полимеров  
на основе
  спиртов. 
 | 
 
2. 
 | 
  
Предельный
  одноатомный  первичный спирт 
 | 
  
Предельный
  многоатомный  спирт 
 | 
  
Получение
  водорода, 
Получение ди- и
  три замещенных углеводородов 
 | 
 
3. 
 | 
  
Предельный
  одноатомный  первичный спирт 
 | 
  
Циклические
  одноатомные спирты 
 | 
  
галогенозамещенные 
циклических
  углеводородов 
 | 
 
4. 
 | 
  
Предельный
  одноатомный  первичный спирт 
 | 
  
Ароматические
  одноатомный  первичный спирт 
 | 
  
Галогенозамещенные 
ароматических 
 | 
 
5. 
 | 
  
Предельный
  одноатомный   
первичный спирт 
 | 
  
Предельный
  одноатомный  вторичный  спирт 
 | 
  
Получение ацетона. 
 | 
 
«Складні   аналогії»
Хімія  7клас    Основні
хімічні поняття.(1 частина) «Попелюшка»(Вчитель навчає учнів)
1.Вкажіть відповідність між складними
аналогіями.(асоціаціями)
1.      
  Атом-     Молекула                                                                             
   
 | 
  
а) День- Ніч 
 | 
 
2.      
  Протон - 
  Ядро              
 | 
  
б)Житель---Будинок 
 | 
 
3.      
  Катіон   -     Аніон 
 | 
  
в)Квартира-Будинок 
 | 
 
4.      
  Атом    -         Йон 
 | 
  
г)Корова--Стадо 
 | 
 
5.      
  Атом--- Хімічний елемент 
 | 
  
д)Поверх - Будинок 
 | 
 
6.      
  Атом -----Речовина 
 | 
  
є)Під'їзд- Будинок 
 | 
 
7.      
  Речовина----Суміш 
 | 
  
ж)Захід сонця - Ніч 
 | 
 
8.      
  Хімічний  елемент—Періодична  система 
 | 
  
з)Вітаміни--Здоров'я 
 | 
 
9.      
  Порядковий номер--- Періодична  система 
 | 
  
й)Фрукти-- Сад 
 | 
 
10.  
  Група – Періодична  система 
 | 
  
к) Сонце--Загар 
 | 
 
11.  
  Період—Періодична система 
 | 
  
л)Попелюшка - Зерно 
 | 
 
12.  
  Порядковий номер- Ядро 
 | 
  |
13.  
  Порядковий
  номер- Електрон 
 | 
  |
14.  
  Порядковий номер—Протон 
 | 
  |
15.  
  Йон-
  Речовина 
 | 
  |
16.  
  Молекула- Речовина 
 | 
  |
17.  
  Речовина  -   Тіло 
 | 
  |
18.  
  Речовина
  -  Матеріал 
 | 
  |
19.  
  Плавлення - Сплав 
 | 
  |
20.  
  Фільтрування
  - Сіль 
 | 
  |
21.  
  Дистиляція - Нафта 
 | 
  |
22.  
  Відстоювання---Масло 
 | 
  |
23.  
  Магніт--Залізо 
 | 
  
Відповіді: 1-Й;   2-Г;   3-А;  4-З;   5-Г;   6-Й;  
7-Й;   8-Б;  9-В;  
10-Є; 11-Д;  12-Ж; 13-Ж; 14-Ж;
                     15-Й;  16-Г; 
17-Й; 18- К; 19-23-Л.
2. Творче
завдання учням: складіть свої асоціації до 1-го стовпчика асоціацій.(2
стовпчик-?)
1.      
  Атом  -Молекула                                                                             
   
 | 
  |
2.      
  Протон -  Ядро              
 | 
  |
3.      
  Катіон   -     Аніон 
 | 
  |
4.      
  Атом    -         Йон 
 | 
  |
5.      
  Атом--- Хімічний елемент 
 | 
  |
6.      
  Атом -----Речовина 
 | 
  |
7.      
  Речовина----Суміш 
 | 
  |
8.      
  Хімічний  елемент—Періодична  система 
 | 
  |
9.      
  Порядковий номер--- Періодична  система 
 | 
  |
10.  
  Група – Періодична  система 
 | 
  |
11.  
  Період—Періодична система 
 | 
  |
12.  
  Порядковий номер- Ядро 
 | 
  |
13.  
  Порядковий
  номер- Електрон 
 | 
  |
14.  
  Порядковий номер—Протон 
 | 
  |
15.  
  Йон-
  Речовина 
 | 
  |
16.  
  Молекула- Речовина 
 | 
  |
17.  
  Речовина  -   Тіло 
 | 
  |
18.  
  Речовина
  -  Матеріал 
 | 
  |
19.  
  Плавлення - Сплав 
 | 
  |
20.  
  Фильтрование--Соль 
 | 
  |
21.  
  Дистиляція - Нафта 
 | 
  |
22.  
  Відстоювання---Масло 
 | 
  |
23.  
  Магніт--Залізо 
 | 
  
Комментариев нет:
Отправить комментарий