Метод "Синектика"
Синектика (в
переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных
элементов. Метод «синектика» как метод поиска новых решений предложил У. Гордон
в США в 1961 г. в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения» с
целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.
Основная
идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при
создании особых условий человек выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации
относительно исследуемой проблемы. Под творческий активностью понимается
умственная деятельность в процессе решения проблем, результатом которой
является художественное или техническое открытие.
Другими
словами, человек приходит к решению путем включения бессознательных механизмов
в процесс сознательного исследования проблем. Идея метода «синектики» как
метода исследования систем управления заключается в создании специальной,
постоянной «группы синекторов» (5-7 человек) для выявления, постановки и
решения проблем, возникающих при функционировании систем управления.
Метод
синектики состоит из следующих этапов:
• постановка
задачи;
• перевод
задачи, «как она поставлена», в задачу, «как она понимается»;
• выявление
вопроса, вызывающего аналогии;
• работа по
поиску аналогий;
•
использование аналогий, среди которых.
• прямая
аналогия;
•
символическая аналогия;
• личностная
аналогия;
•
фантастическая аналогия;
• поиск
возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению
поставленной задачи.
Операторы
синектики – конкретные психологические факторы, которые способствуют
творческому процессу, они предназначены для активизации вовлеченности, эмпатии,
игры и т. д.
Синектика
состоит из двух основных процесов:
•
превращение неизвестного в известное, решение каждой проблемы начинается с ее
понимания, т. е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью
уменьшения ее угрозы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу
его консерватизма). Первоначально объяснение новой проблемы дается в рамках
привычной модели;
•
превращение известного в неизвестное, известное переосмысливается, искажается в
зависимости от новой проблемы. В повседневной нашей жизни одни и те же предметы
неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в неизвестное
осуществляется при помощи 4 механизмов.
• личной
аналогии – личная идентификация исследователя с элементами проблемы, для
которой необходимо исследователю обладать творческим воображением и искусством
исследовательской деятельности. Такая аналогия помогает увидеть неизвестные
ранее аспекты проблемы;
• прямой
аналогии – перенос параметров сравнения с одного объекта на другой из
параллельно существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует
от исследователя наличия образования, многостороннего знания, разнопрофильной
подготовки;
•
символической аналогии – основана на описании проблемы при помощи использования
объективных и неличных образов, т. е. суть проблемы или ее решение описывается
краткой метафорой, которая, с одной стороны, является характеристикой проблемы,
а с другой – противоречием. Например, выставка – организованная
случайность; прохладительный напиток – прозрачный призрак; книга – немой
собеседник;
•
фантастической аналогии – использует свободу при использовании символов. При
помощи использования фантастической аналогии исследователь может увидеть
неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в реальном мире в
силу существования противоречащих объективных законов.
Метод «Синектика»
показал себя как достаточно эффективный для подготовки решений
важных проблем,
про что свидетельствует использование его известными фирмами, такими как «Дженерал
Электрик», «Зингер» и другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий